Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Функциональная грамотность школьника – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.
Задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).
В 2021 году обучающиеся Свердловской области приняли участие в проведении региональной оценки по модели PISA.
PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с
Адресные рекомендации по итогам мониторинга функциональной грамотности обучающихся
Единый методический день формирование функциональной грамотности: ресурсы и механизмы
Формирование функциональной грамотности обучающихся: ресурсы и механизмы
Задания на оценку/формирование функциональной грамотности
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
5. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://my-shop.ru/shop/product/4539226.html.
6. Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/ .
7. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
Ресурсы повышения квалификации педагогов
1. Вебинары издательства «Просвещение»: https://prosv.ru/pages/pisa-webinars.html
2. Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
3. Марафон по функциональной грамотности. Материалы в помощь учителю: https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
4. Онлайн-курс «Функциональная грамотность на уроках русского языка, литературы и литературного чтения»: https://course.cerm.ru/
Материалы по итогам мониторинга функциональной грамотности в 2021 году (Свердловская область)
Презентации итоговых вебинаров по итогам мониторинга функциональной грамотности в 5 классах (скачать все презентации одним архивом - здесь)
Ссылка на вебинары по итогам сформированности функциональной грамотности:
- Подведение итогов исследования - https://youtu.be/hCWBxb-1RBE
- Математическая грамотность - https://youtu.be/vKZnQbsIf6o
- Креативное мышление - https://youtu.be/YlrbIzvI1m8
- Глобальные компетенции - https://youtu.be/BeRnpAZ7g2U
- Естественно-научная грамотность - https://youtu.be/iLfv89Ce864
- Читательская грамотность - https://youtu.be/zM8N3hSJq2k
- Финансовая грамотность - https://youtu.be/wHUC_5c2bd4
Документы:
О ресурсах развития функциональной грамотности Скачать
Об электронном банке тренировочных заданий Скачать
Сборник информационных и методических материалов для педагогов Скачать
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ ОШ7 в 2021/2022 учебном году Скачать
Приказ №27-ОД от 21.02.2022 г. "О проведении школьного фестиваля открытых мероприятий "Формируем функциональную грамотность школьников"" Скачать
Приказ школьный по творческим группам ФГ Скачать
Иное:
График открытых мероприятий «Формируем функциональную грамотность школьников» Скачать
Количественные показатели участия педагогов по направлению "Формирование функциональной грамотности" Скачать