Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Педагогическим работникам

Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности. 

Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации. 

На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности: 

  • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу); 
  • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения); 
  • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения). 

Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы. 

Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы: 

Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.); 

Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.; 

Данные ,хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.; 

Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др. 

Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть: 

  • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания; 
  • отказы и сбои аппаратуры; 
  • ошибки в программном обеспечении; 
  • ошибки в работе персонала; 
  • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды. 

Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами: 

  • недовольством служащего своей карьерой; 
  • взяткой; 
  • любопытством; 
  • конкурентной борьбой; 
  • стремлением самоутвердиться любой ценой. 

Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя: 

  • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы; 
  • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы; 
  • нарушителю известна информация о принципах работы системы; 
  • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите. 

Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке. 

Классификация каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации 

Через человека: 

  • хищение носителей информации; 
  • чтение информации с экрана или клавиатуры; 
  • чтение информации из распечатки. 

Через программу: 

  • перехват паролей; 
  • дешифровка зашифрованной информации; 
  • копирование информации с носителя. 

Через аппаратуру: 

  • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации; 
  • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д. 

Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи. 

Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. 

Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней: 

1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п. 

Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации. 

3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть: 

  • приказ руководителя о назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности; 
  • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности; 
  • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных; 
  • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации. 

4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей. 

5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации). 

Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе: 

  • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
  • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
  • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК. 
  • Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому. 

Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты. 

Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации. 

Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность. 

Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора. 


Рекомендации по организации работы в информационном пространстве 

1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации. 

2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск. 

3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет). 

4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки. 

5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости. 

6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе. 

7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей. 

8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения. 

9. Не используйте в логине или пароле персональные данные. 

10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей. 

11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем. 

12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять. 

13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта. 

14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация. 

15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно. 

16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение. 

17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

«Горячая линия» для работников по вопросам оплаты труда, в том числе выплатам денежного вознаграждения за классное руководство

 

Пособие для учителей средней школы «Интернет: возможности, компетенции, безопасность». Подготовлено специалистами Фонда Развития Интернета, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Программа рекомендована к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации (Письмо Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № НТ-1338/08). Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher

 

Учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». – Москва, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися.

 

Интернет-игра для младших школьников «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященная вопросам обеспечения безопасности в сети Интернет.

 

Интернет-ресурсы для педагогических работников

 

 

Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

 

Мероприятия Лиги безопасного интернета http://www.ligainternet.ru/news/ Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей.

 

Материалы к урокам безопасного интернета также были подготовлены специалистами НП "Лига безопасного интернета":

 

Материалы к уроку в начальных классах. Анимированая презентацияпримерный конспект урока.

 

Материалы к уроку в младших классах. Презентация

 

Материалы к уроку в средних классах. Презентация

 

Материалы к уроку в средних классах. Презентация в обновленном дизайне

 

Материалы к уроку в старших классах. Презентация

 

Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах

 

Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета http://www.fid.su/projects/research Фонд основан в 2000 году. Проекты, реализуемые Фондом, направлены на содействие развитию Интернета, как безопасного пространства для детей и подростков, на формирование способности и готовности представителей разных поколений в полной мере использовать все возможности современных цифровых технологий.

 

Международный проект «Сетевичок» http://сетевичок.рф Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

 

  • Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков
  • Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
  • Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»
  • Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».

 

Методические материалы, подготовленные специалистами Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО):

 

 

Материалы для проведения уроков от сервисов "Яндекс.Денег" и "Яндекс.Браузер":